суббота, 19 декабря 2015 г.

"Чистая ли вода?"(газета "Волжский комсомолец"

1980 год)
О названии этого американского ансамбля всегда много говорили, пытаясь определить его смысл, но в результате многочисленных предположений решили, что у каждого может быть своя интерпретация. Хотя одно слово из названия "Криденс Клиарвотер Ривайвл" (дословно:"Вера в возрождение чистой воды") все же имеет непосредственное отношение к музыке. Это "ривайвл" - возрождение, ибо в 1968 году, в эпоху усложнения рок-музыки и разделения ее на множество течений, этот ансамбль открыто провозгласил себя приверженцем простой, легкодоступной и мелодичной манеры раннего рока. В то время, как другие популярные ансамбли выпускали баснословными тиражами суперальбомы, "КРИДЕНС" не торопясь записывал по одной-две песни. В отличие от менявшихся, как в калейдоскопе, составов исполнителей "КРИДЕНС" выступал неизменно в одном составе около 10 лет. Несмотря на некоторою свою "старомодность", этот ансамбль считался одним из наиболее популярных. Сами музыканты объясняли успех тем, что в эпоху отчуждения и растерянности и в жизни, и в музыке они "предлагали людям свои незамысловатые песенки, под которые можно и потанцевать и поплакать".
  Днем рождения ансамбля принято считать первый день 1968 года, а задолго до этого, в 1959 году, тринадцатилетние Дуг Клиффорд, Стью Кук и Джон Фогерти, образовавшие школьный ансамбль, назывались "Голубой бархат". Они выступали на танцах в местных клубах и школах, а когда к ним присоединился и стал солистом старший брат Джона - Том Фогерти и группа приобрела полупрофессиональный статус, заключив контракт с одной из небольших фирм грамзаписи в Сан-Франциско, ансамблю пришлось сменить название. С 1965 по 1967 год группа выступала под бессмысленным названием "Голливог", а время это для ее участников было временем неудач.
  В 1967 году произошла встреча "Голливог" с человеком, ставшим их продюсером и верным другом, - Солом Зенцем. И, в очередной раз сменив название на громкое и непонятное "КРИДЕНС КЛИАРВОТЕР РИВАЙВЛ", ансамбль записывает альбом под таким же названием. В то время, как другие пели о вселенских проблемах, религиозном очищении и наркотическом забытьи, "КРИДЕНС" обратился к беспроигрышным темам любви, отчаяния, бедности и богатства.
  Необычное имя ансамбля заметили, одобрили и возрожденные им мотивы. По горячим следам первого успеха записывается второй альбом - "Лавровая страна", а затем третий - "Зеленая река", вышедший с фотографией четырех членов группы, едва различимых среди лавровых деревьев. Джон Фогерти пел на этой пластинке о своей любви к бескрайним прериям, чистым ручьям и танцам при луне. Жителям городов, погрязших в смоге, песни эти напоминали о славном и прекрасном прошлом их дедов, которым они в глубине души завидовали. Джон Фогерти, автор песен, тему эту развивает в своем творчестве дальше. Записанная в 1969 году песня "Рассвет ущербной луны" стала почти криком отчаяния:"Слышу голос бессильной ярости, а непогода, что обрушилась на нас, - наказание". Так, очень осторожно, пользуясь завоеванным в музыкальном мире авторитетом, но тщательно оберегая ее незыблемость, "КРИДЕНС" начинают вводить в свое творчество социальные мотивы. В другой композиции - "Напишу песню для всех" - Джон Фогерти, вспоминая свою недолгую службу в армии США, заключает:"В то время я был рабом". Однако "КРИДЕНС" никогда последовательно не принимали ту или иную сторону. Они давали благотворительные концерты в пользу американских индейцев, но в то же время с лихвой возмещали себе "убытки" в гораздо более вместительных и дорогих фешенебельных концертных залах.
  На обложке их следующего альбома "Вилли и оборванцы" "КРИДЕНС" были сфотографированы в одном из городских гетто, окруженные негритянскими детьми. В песнях этого сборника баланс между комерческой музыкой и голосом протеста, который "КРИДЕНС" пытались сохранить, стал довольно непрочным. Несмотря на это, отношение к ансамблю официальных властей заметно ухудшилось, и, хотя новые песни по-прежнему стояли в списках бестселлеров, "КРИДЕНС" заволновались за свое будущее и стали избегать политической тематики.
  Новые неприятности, связанные с постоянным соперничеством внутри коллектива, привели к тому, что Том Фогерти оставил ансамбль. Предпоследним альбомом, записанным вместе, стал выпущенный в 1971 году "Маятник". Этот сборник в музыкальном отношении во многом явился повторением прежних мотивов и навел почитателей ансамбля на мысль, что Джону Фогерти уже нечего сказать. В этой кризисной ситуации музыканты решили сделать все, чтобы спасти ансамбль. Они разделили обязанности во всех областях - музыкальной, финансовой и административной, однако нововведение показало свое бессилие во время записи ставшего последним альбома "Марди Грасс". Критика не оставила от него камня на камне. "Это худшее, что когда либо было создано в рок-музыке",- писали газеты. Неудача стала концом "КРИДЕНС" - в октябре 1972 года они официально объявили о роспуске ансамбля. В настоящее время все бывшие участники группы продолжают заниматься музыкой. Но, как заявил однажды Дуг Клиффорд:"Когда мы были вместе, нас было больше, чем четверо. Целое всегда неравнозначно составным частям, оно больше и нечто иное". Нельзя сказать, что "КРИДЕНС" изжил себя в музыкальном отношении. Скорее ансамбль стал жертвой своих собственных компромиссов, выведя себя же на "чистую воду".(Л. Бобкина)


Читать Нынче старую Советскую Прессу,одно удовольствие.И по ностальгическим мотивам и просто получая удовольствия от дубового стиля всех этих писаний.Но только с высоты десятилетий,когда то и это было глотком воды