. Прокофьев - Повесть о настоящем человеке (М. Эрмлер)/ Prokofiev - Story of a Real Man
Опера
Год выпуска диска: 1961
Продолжительность: 1:52.29
Исполнители:
Алексей - Евгений Кибкало
Ольга - Глафира Деомидова
Дед Михайло - Георгий Шульпин
Василиса - Вера Смирнова
Варя - Маргарита Миглау
Андрей - Георгий Панков
Клавдия - Кира Леонова
Комиссар - Артур Эйзен
Василий Васильевич - Марк Решетин
Хор и оркестр Большого театра
Дирижер Марк Эрмлер
Запись 1960 г.
CD 1
01. Epigraph
02. I.01 - Alexei at the crash site
03. I.01 - 1. Entr'acte
04. I.02 - Death field
05. I.02 - Olga's song
06. I.02 A barrage
07. I 2.Entr'acte
08. I.03 - Scene with some children
09. I.03 - Seryenka's story
10. I.03 - Ariival of the collective farmers
11. I.03 - Song of the collective farmers
12. I 3.Entr'acte
13. I.04 - Song (trio)
14. I.04 - Arrival of Grandmother Vasilessa
15. I.04 - Grandfather's aria
16. I.04 - Approach of the aeroplane
17. I.04 - Andrei's arrival & departure
CD 2
01. Act 2 - Alexei's dilirium
02. Green grove
03. Klavdia's scene with the Commissar
04. The Commissar's ballad
05. A scene
06. A scene
07. Kukushkin's song
08. A scene
09. Alexei's scene with the Commissar
10. Reprise of the third entr'acte
11. Scene in the solarium
12. Alexei's arioso
13. The Commissar's death
14. My sweet dream
15. Act 3 - A letter
16. A scene
17. Waltz
18. A scene & a dance
19. Rumba
20. The departure of the pilots
21. Barcarolle
22. At the front
23. Waiting
24. Alexei's return
25. A second letter to Olga
26. Olga & Alexei's duet
27. Finale (Song of the collective farmers)
Прокофьев посвятил оперу прославлению мужества русских людей в годы Великой Отечественной войны. Литературным источником послужила одноимённая повесть Бориса Полевого (1946), которая основана на подлинных фактах героической биографии лётчика Алексея Маресьева. Это одна из первых с опер, в которой были воскрешены события недавно отгремевшей войны. Творческая смелость композиторского замысла заключалась в том, что вся обстановка действия — воздушные бои, палата госпиталя, аэродром — ломала привычные представления об оперной условности. В значительной части произведения главный герой показан больным, физически неполноценным человеком. Основной драматургический конфликт выявлен косвенно, через описания событий, переживания действующих лиц, без непосредственного столкновения противоборствующих сил. Так Прокофьеву удалось создать музыкально-сценическое произведение, новаторское по содержанию и по форме. В либретто, при неизбежном сокращении ряда эпизодов, свободной компоновке действия, диктуемой законами сцены, сохранились, однако, основные сюжетные линии повести и подлинные тексты Полевого.
Опера написана по предложению Министерства культуры СССР. К сочинению Прокофьев приступил в октябре 1947 года и закончил работу в августе 1948 года. Закрытый просмотр оперы 3 декабря 1948 года в Ленинградском театре оперы и балета завершился разгромом. Премьера состоялась только после смерти композитора 7 октября 1960 года в Большом театре Союза СССР. Для этой постановки М. А. Мендельсон внесла в либретто ряд изменений (перекомпоновка и сокращения). В этой редакции опера была позже поставлена в Национальном театре Чехословакии в Праге. В 2002 году концертное исполнение оперы состоялось под управлением В. А. Гергиева. В 2005 году опера была поставлена Д. А. Бертманом в Геликон-опере (Москва) под названием «Упавший с неба». Для своей постановки Бертман использовал сокращённую редакцию оперы А. Г. Шнитке, с использованием музыкального материала кантаты Прокофьева «Александр Невский». В том же году опера Прокофьева была поставлена (с купюрами) в Саратовском оперном театре. Полностью (без купюр) опера ни разу не ставилась.
Единственная (на март 2014) аудиозапись оперы была сделана в московской студии в 1961 коллективом Большого театра под руководством Марка Эрмлера
Редкая штука... Анекдотическая по своей сути в плане либретто и очень неожиданная в музыкальном плане... Много кто слышал об этой опере но мало кто ее слышал саму...
В свое время, либретто этой оперы было найдено в музыкальной библиотеке и переложено с некоторыми довольно существенными переделками на.... мотив вещи под названием "Иисус Христос суперстар"... Хулиганская получилась штучка надо сказать. Сделано это было в Свердловске (ныне Екатеринбург) и исполнено на одном из капустников журфака. 3 парня, 4 девушки. Пара обычных акустических гитар и раздолбанное пианино, вот и весь инструментал. Давно это было...
Лютая вещь, должна быть в коллекции каждого меломана!
Особенно цепанул Alexei's dilirium,--- МАМА ЗАЧЕМ МНЕ ТЕПЕРЬ НОСКИ !.
Искусство - страшная сила.
Британцы открыли забытый шедевр оперу "Повесть о настоящем человеке"
14 октября 2002 г., 12:18
Британская фирма грамзаписи Chandos, специализирующаяся на записях классической музыки, переиздала запись 40-летней давности оперы Сергея Прокофьева "Повесть о настоящем человеке". Британская музыкальная критика считает вновь обнаруженную оперу забытым шедевром великого композитора, сообщает BBC .
Написанная в 1948 году опера раньше вспоминалась как источник насмешек и анекдотов: "Ползет шишку съест, опять ползет." Но теперь искусство соцреализма в России постепенно реабилитируется. Достаточно вспомнить огромные ретроспективные выставки "Агитация за счастье" и "Красное" в Русском музее в Петербурге, огромную популярность советской киноклассики, да и безумный успех телепрограмм "Старые песни о главном".
В конце июля в Мариинском театре впервые после долгого перерыва прозвучали оперы Сергея Прокофьева " Повесть о настоящем человеке " и "Семен Котко". Обе оперы были исполнены в рамках проходившего в Петербурге международного фестиваля "Звезды белых ночей". Опера "Повесть о настоящем человеке" была написана Сергеем Прокофьевым в 1947 году по одноименной повести Бориса Полевого. В стенах Мариинского (тогда Кировского) театра она прозвучала всего один раз - в 1948 году на закрытом просмотре.
Говоря об идеологии литературной основы, художественный руководитель Мариинского театра Валерий Гергиев заметил, что нельзя заставить это произведение "трепетать проблемами ХХI века", однако призвал "не ругать историю", подчеркнув, что эта опера - "лик советского искусства". Во время лондонских гастролей Мариинки критики очень высоко оценили прокофьевскую оперу "Семен Котко" о начисто теперь забытом герое гражданской войны.
Имеющая эксклюзивный контракт на записи Гергиева голландская фирма Philips заявила, что пока никаких планов на издание "Повести о настоящем человеке" у нее нет. Поэтому британская Chandos, вознамерившаяся выпустить забытый опус, вынуждена была обратиться к записи, сделанной артистами Большого театра свыше 40 лет назад - еще в 1960 году.
Ни в Советском Союзе ни в постсоветской России она с тех пор не издавалась, и единственную существовавшую до переиздания Chandos версию на старых пластинках "Мелодии" давно уже отыскать практически невозможно.
Запись осуществлена артистами и оркестром Большого театра под управлением умершего в этом году дирижера Марка Эрмлера. Звучит она на удивление качественно. Среди певцов такие мастера Большого, как Марк Решетников и Артур Эйзен, а главную партию поет Евгений Кибкало.
Financial Times уже назвала вновь опубликованную запись безусловным шедевром. Музыка выходит за границы слов и выражает глубокую человечность. Точно так же через полвека мы сможем слушать "Повесть о настоящем человеке" - как высокое и глубокое проявление человеческих чувств, пишет газета.
Думаю и любителям арт и симфо рока будет весьма интересно прослушать сие творение !
Комментариев нет:
Отправить комментарий