1. "О, эти черные глаза" (слова О. Строка). Петр Лещенко.
2. "Скажите, почему?" (слова О. Строка). Владимир Трошин.
3. "В разлуке" (слова Г. Бейлина). Николай Никитский.
4. "Спи, мое бедное сердце" (слова О. Строка и И. Альтшулера). Алла Баянова.
5. "Мусенька родная" (слова О. Строка). Петр Лещенко.
6. "Не надо вспоминать любви..." (слова О. Строка). Константин Сокольский.
7. "Марианна" (слова Н. Лабковского). Сергей Владимирский.
8. "Мечта". Ансамбль "Мелодия" п/у Георгия Гараняна.
9. "Звездное счастье" (слова А. Горохова). Юрий Гуляев.
10. "Не покидай" (слова О. Строка). Владимир Трошин.
11. "Былое увлечение" (слова О. Строка). Клавдия Шульженко.
12. "Танго-фантазия". Ансамбль "Мелодия" п/у Георгия Гараняна.
13. "Катя, Катя" (слова О. Строка). Петр Лещенко.
14. "Голубые глаза" (слова О. Строка). Петр Лещенко.
15. "Мой мальчик" (слова О. Строка). Трио ансамбля "Гренадита".
16. "Лунная рапсодия" (слова Н. Лабковского). Леонид Утесов.
17. "Моя Наталья" (слова Н. Лабковского). Владимир Трошин.
18. "Зимнее танго". Ансамбль "Мелодия" п/у Георгия Гараняна.
19. "Мое последнее танго" (слова О. Строка). Петр Лещенко.
2006
Этот диск - приложение к книге "Оскар Строк - Король и поданный" Анисима Гиммерверта.
Оскар Давыдович Строк (1893 — 1975) родился в Двинске (ныне Даугавпилс) в еврейской семье, младшим из восьмерых детей. Отец его в молодости был армейским музыкантом, впоследствии руководил ансамблем, играл на флейте, кларнете, фортепиано. Унаследовавший музыкальную одаренность Оскар поступил в Санкт-Петербургскую консерваторию по классу фортепиано и после завершения учебы работал как аккомпаниатор на эстраде и в кинематографе. После революции он вернулся в родную Латвию, ставшую независимой.
Кстати, дальнейшая жизнь еще не раз подтвердила, что предпринимателем Строк был неважным. В начале 1930-х он откроет ресторан «Барберина», который почти моментально прогорит. Потом, при помощи брата, ставшего успешным импресарио на Западе, он отправится на гастроли в Китай и Японию, однако разругается с братом и обратно в Ригу будет возвращаться на перекладных через всю страну. Наконец, он создаст издательство «Казанова», но и то почти не приносило прибыли. Да, таким был Строк — склонным к авантюрам, увлекающимся, влюбчивым, неунывающим.
Однако успех Строка-композитора был неоспорим. В 1931-м году он познакомился с Петром Лещенко, который поначалу выступал как танцор и пел лишь время от времени. Есть сведения, что именно Строк убедил Лещенко заняться вокальной карьерой, стал его аккомпаниатором и подключился к созданию репертуара. Оскар Строк был королем танго, и самое известное из его произведений — танго «Черные глаза», написанное в 1928 году, было с блеском исполнено Лещенко.
Еще одно произведение Строка, прославленное Петром Лещенко, — танго «Синяя рапсодия». Под другим названием оно входило в репертуар оркестра Леонида Утесова. Слова и музыка танго «Не покидай», «Скажите почему» и «Спи, мое бедное сердце» также принадлежат Строку. Композитор сочинял и в других жанрах. Так, в наследии Лещенко есть сочиненные Строком фокстрот «Катя» и песня «Цыганочка моя».
Все изменилось 22 июня 1941 года. Строку удалось вывезти семью к сестре в Алма-Ату — иначе они неминуемо оказались бы узниками гетто. Военные годы он провел в фронтовых концертных бригадах, были в том числе и совместные гастроли с Клавдией Шульженко. В 1942 году принял участие в создании музыки к фильму «Котовский». Композитор даже был приглашён участвовать в конкурсе по созданию гимна СССР. Хотя его мелодия не подошла, в 1944 году Строк получил благодарность правительства и денежную премию.
Однако после войны у композитора начались проблемы. Анкета у него была — хуже не придумаешь. Не пролетарского происхождения, еврей, жил в буржуазной Латвии, имеет родственников на Западе и пишет музыку в идеологически чуждых советскому народу жанрах. В 1948-м Строка — автора свыше трёхсот танго и других музыкальных произведений, исполняемых лучшими оркестрами многих стран мира, — исключают из Союза композиторов, что фактически означает запрет на упоминание его имени. В Советском Союзе новые пластинки с записями его песен и инструментальных композиций стали выходить лишь в начале 1970-х гг., когда композитор был уже стариком. Тем не менее, все эти годы Оскар Давыдович не сдавался. Он не был запрещен полностью, и потому стал рассылать собственные произведения руководителям эстрадных коллективов по всей стране — ночи напролет переписывал, переделывал, аранжировал вновь и вновь для конкретных исполнителей, писал в основном инструментальную музыку и ездил по стране с концертами. Были у него и ученики — например, одним из них был Раймонд Паулс.
Он всегда был молод душой. Рассказывают, что в день своего юбилея Строк философски изрек: «Мне не 80, а два раза по 40 лет». 22 июня 1975 года к Оскару Давыдовичу Строку приехала «скорая». Он, как всегда, шутил, играл для врача на рояле, подписал на память пластинку. А через несколько минут умер...
Комментариев нет:
Отправить комментарий